фото: пресс-служба Международного форума и выставки «Транспорт России» Развитие транспортной инфраструктуры в России вступает в новую фазу, где приоритеты строительства и модернизации определяются не только пропускной способностью и логистической эффективностью, но и качеством человеческого опыта. Российская транспортная неделя, которая состоялась в Москве, показала, что на смену инженерно-техническому подходу приходит антропоцентричный: транспорт перестает быть просто средством перемещения и становится полноценным сервисом — удобным, предсказуемым и интегрированным в повседневную жизнь. «Стройгазета» узнала мнения экспертов и готова познакомить читателей с основными идеями, прозвучавшими в ходе этого форума.
Стратегический сдвиг от инженерно-технического подхода в развитии транспорта к человекоцентричности проявляется в нескольких ключевых направлениях.
Скоростной дорожный каркас становится драйвером регионального роста
На ключевых направлениях «Север–Юг» и «Запад–Восток» активно формируется сеть высокоскоростных коридоров, способных радикально изменить логистические маршруты. Участок Казань–Екатеринбург уже демонстрирует результат: суточный грузопоток автотранспорта вырос более чем в два раза.
«На участке Казань–Екатеринбург поток вырос с 1,8 тыс. до более чем 4 тыс. грузовиков в сутки — это прямое свидетельство того, что выбор перевозчиков полностью подтверждает эффективность нового маршрута», — отметил председатель правления ГК «Автодор» Вячеслав Петушенко.
Он указал на экономическую целесообразность платной инфраструктуры: «платишь — и при этом получаешь экономический эффект».
Особое внимание уделяется маршруту вдоль Азовского моря: из 1343 км более 500 км требуют расширения до четырех полос. «Этот план мы совместно с Минтрансом и Росавтодором уже подготовили», — сообщил заместитель директора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков.
Скоростные трассы становятся особенно важным элементом и для электронной коммерции. «Скоростные магистрали стали критически важным элементом в достижении наших KPI по срокам доставки. Особенно это заметно в регионах Сибири и Дальнего Востока, где именно скорость доставки часто определяет выбор покупателя», — пояснил директор направления по сопровождению бизнес-процессов объединенной компании Wildberries и RUSS Александр Попков.
Немаловажную роль играет и железнодорожная высокоскоростная магистраль. По оценкам экспертов, запуск ВСМ между Москвой и Санкт-Петербургом способен перенаправить до 50 % текущего авиапотока на это направление.
«Это означает качественное изменение конкурентной среды: на этом направлении фактически выстраивается новая конфигурация рынка, где ВСМ и авиационные перевозчики будут конкурировать за пассажира, — обратил внимание директор по продукту компании STEP City Алексей Марчук. — Расширение выбора для пассажира — это драйвер развития всей транспортной системы. Рост конкуренции стимулирует транспортные компании улучшать сервисы и повышать свои стандарты качества, а пассажир становится главным бенефициаром».
Аэропорты нового поколения: от транспортных узлов к многофункциональным хабам
Современный аэропорт перестает быть просто точкой отправления и прибытия. Архитектурные и функциональные трансформации превращают его в пространство, объединяющее офисы класса «А», торговые и развлекательные зоны, отели и сервисы для семей с детьми.
«Сегодня один из главных трендов в строительстве аэропортов — новые архитектурные решения, трансформирующие транспортный узел в комфортное многофункциональное пространство», — отметил министр транспорта РФ Андрей Никитин.
До 2030 года в стране планируется построить, модернизировать или реконструировать 75 аэропортов при общих инвестициях свыше 400 млрд рублей, из которых более 100 млрд привлекут внебюджетные источники. Особое внимание уделяется семейноцентричным решениям: «Мы должны конкурировать за внимание всех категорий пассажиров, в том числе самых маленьких. Поэтому нужно провести конкурс на лучшую детскую зону в наших аэропортах», — добавил Андрей Никитин.
Цифровизация как капиталовложение, а не затрата
Цифровые решения все чаще рассматриваются не как технологические эксперименты, а как инвестиции с измеримым ROI. С 2019 года одна только РЖД зафиксировала прямой экономический эффект от цифровизации на уровне 60 млрд рублей, включая 1 млрд от ускоренного документооборота через сервис «Автоагент».
«Вся стратегия цифровой трансформации РЖД оцифрована: каждый проект имеет паспорт и измеримый эффект», — пояснил заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Евгений Чаркин.
Уже в 2026 году электронные перевозочные документы станут обязательными почти для всех видов транспорта. «Время — деньги. И тот, кто умеет контролировать время, тот и зарабатывает. Как цифровая платформа, объединяющая 80 тыс. машин и 3,5 тыс. грузовладельцев, мы показываем: оптимизация времени и ресурсов дает прямую и измеряемую экономию», — говорит директор по стратегическим инициативам АО «Монополия» Игорь Белов.
«Дофаминовый транспорт»: когда пассажир становится центром транспортной системы
Само понятие транспорта переживает глубокую трансформацию: на смену от инженерно-функциональной модели приходит человекоориентированная, центре которой человек и его субъективный опыт. Как отмечают эксперты, современная система должна обеспечивать не только техническую, но и эмоциональную эффективность: простой выбор маршрута, прозрачную стоимость, предсказуемое время в пути, бесшовные пересадки и сервис «от двери до двери». Такой подход превращает транспорт в «дофаминовый» сервис — устойчиво комфортный, безопасный и контролируемый.
«Транспорт следует рассматривать как продукт: сервисную услугу, в центре которой находится пассажир. Как мы выбираем тот или иной вид транспорта? Как выглядит наш пользовательский путь при покупке билетов? Какую дополнительную ценность получают пассажиры благодаря сопутствующим сервисам? Понимание важности всех этих элементов и есть признак зрелого подхода к развитию транспорта как сервисной услуги», — сказал Алексей Марчук.
Аналитик Департамента стратегического анализа и экономики Академии городских технологий «Среда» Константин Астахов отметил, что на наших глазах происходит эволюция общественного транспорта, когда функциональный, «инженерный» подход сменятся на антропоцентричный, где в фокусе внимания находится комфорт передвижения.
«Этот тренд приобретает в России особую стратегическую значимость. Учитывая большие расстояния и время в пути для миллионов пассажиров, комфорт и интеграция транспорта в повседневную жизнь становятся критически важными, ведь транспортное время — это вычеркнутое из жизни время, если система несовершенна», — объяснил он.
По словам эксперта, возможность работы, учебы, чтения или отдыха в пути для жителя крупного города с ежедневными 1-2 часами в транспорте означает расширение границ личного времени минимум на 20 часов в месяц. Это вклад в образование, карьерный рост и личное благополучие. А для строительной отрасли — новые требования к проектированию, интеграции инфраструктурных решений, созданию безбарьерной среды и внедрению персонализированных цифровых сервисов.
Эти тренды задают новую повестку для участников строительного рынка: от проектирования многофункциональных объектов до внедрения цифровых решений на всех этапах жизненного цикла инфраструктурных активов — с человеком в центре каждого решения.